Что такое mock-interview
и почему это (не) нравится стартапам
Mock-interview – это тренировочные выступления, максимально напоминающее реальные питчи перед инвесторами.

Наши эксперты играют роль инвесторов: задают неудобные вопросы, перебивают выступающих, смотрят в телефон. После каждой тренировочной сессии эксперты дают фидбек, который нужно учесть при следующем выступлении.

Спросили у стартапов, как прошли их «моки».
Во время тренировки я обратил внимание, что один из «инвесторов» сидел в телефоне. Я эмоциональный человек, поэтому не мог не сделать замечания.

Уже после выступления менторы посоветовали быть аккуратнее в таких вопросах, хотя Тристан Поллок похвалил нестандартный подход. Мы не должны быть все по одному шаблону, каждого свой стиль.

Вообще, я считаю, что без здорового уровня чувства конкурентности невозможно добиться успеха. Для инвесторов это может быть показателем, что и свой стартап ты будешь вести уверенно. Всего должно быть в меру.
Артем Меликян
CEO Sim4Design
Мы выступили первыми. Ненавижу идти первой, потому что перед смертью не надышишься, и нет возможности услышать чужие замечания и по ходу внести правки. Очень волновалась, хотя понимала, что это всего лишь тренировка.

У меня 15-летний опыт презентаций, я привыкла ко всему, поэтому меня абсолютно не смутило, что один из «инвесторов» сидела в телефоне.

Заметила в себе и в других командах: ты закапываешься в детали, размываешь суть. А слушателям интересны факты.

К следующему выступлению я составлю список возможных вопросов и пропишу формулировки ответов. На какие-то вопросы я могу ответить уже сейчас, осталось сформулировать четко и емко, иначе будет соблазн уйти в детали и тратить время впустую.
Светлана Захаренкова
CEO Mishka AI
Можно сколько угодно планировать и обдумывать свою презентацию, но во время выступления все получается по-другому. Только когда уходишь со сцены – понимаешь, где можно было сделать лучше.

Выступление — это всегда стрессовая ситуация, поэтому многие действия нужно доводить до автоматизма, чтобы во время непосредственного выступления чувствовать себя уверенно.
Анатолий Вершинин
CTO Sim4Design
Особенность в менталитете заметна и тут: с американцами приятно работать, русские же могут быть слишком прямолинейными и закрытыми. Мы совсем не улыбаемся!

После питча «инвесторы» задали нам вопросы:

«Почему вы стали это делать? Почему вашим клиентам не все равно?» — неожиданный вопрос, так и хочется сказать «потому что мы можем». Но это не тот ответ, который хотят услышать.

Возможно, в следующий раз мы начнем с рассказа, почему мы основали компанию. Ответим на самые неудобные вопросы в начале, как советовал Крис Браун, руководитель 500 Startups.

«Если у вас такая классная технология, то почему так мало клиентов?» – еще один вопрос, который выбивает из колеи, хотя ответить на него не так уж сложно. Мы просто долго не могли определиться с MVP.

Все наши выступления мы снимаем на камеру, так проще анализировать комментарии менторов и коллег по программе. Кстати, комментарии других стартапов не менее полезны, чем менторов.

Мы уже не раз выступали с питчами, но, только выступив перед менторами на программе, поняли, что стоит говорить не только про успехи, но и про трудности. Опытный инвестор понимает, что у любого стартапа есть слабые места. Для выстраивания крепких доверительных отношений рассказ о слабостях помогает лучше, чем о достижениях.
Трифонов Александр
Менеджер по развитию ARNI