Найти инвестора в лифте: Сбер проводит демо-день четвертого акселератора Sber500
22 сентября в Москве состоится демо-день четвертой волны международного акселератора Sber500. Основной темой демо-дня станет формат elevator pitch, когда предприниматель пытается презентовать свой стартап инвестору за 1–2 минуты поездки в лифте. Также в шоу будут задействованы еще три формата: napkin pitch (предложение для стартапа подписывается прямо на салфетке в кафе), taxi pitch (водитель-фаундер презентует стартап пассажиру-инвестору) и airport pitch (основатель делает питч стартапа инвестору в лаундж-зоне аэропорта). При этом впервые на сцену вместе со стартапами выйдут реальные инвесторы и руководители корпораций. И если проект им понравится, то они смогут сделать ему предложение сразу после питча.
Это первый выпуск Sber500 после большого перерыва, что не помешало акселератору сохранить свой международный статус и интерес со стороны стартапов. В этом сезоне на участие в нем претендовали 1250 компаний из 36 стран — рекордный для акселератора международный охват: 20% заявок поступили из-за рубежа. Все стартапы прошли несколько стадий отбора, по итогам которых для участия в акселераторе были выбраны 25 стартап-команд из России, Индии и Турции, имеющих технологические решения стадии MVP и опыт первых продаж и соответствующих приоритетным для Сбера направлениям.
Программа у акселератора насыщенная, в этом году она длилась 15 недель: воркшопы, семинары, групповые сессии. Первые недели акселератора занимает обучение, затем этап, посвященный росту проектов и отработке полученных знаний на практике, а последние три недели — подготовка к питчам на демо-дне. Кроме того, Sber500 — единственный акселератор в России, который устраивает встречи и добивается синергий стартапов с другими корпорациями и инвесторами еще до завершения обучения. Такие презентации стартапов с 40 инвесторами и представителями 30 корпораций — обязательная часть программы. Таким образом, участники могут получить в партнеры не только сам Сбер, но и десяток других компаний.
«Я вижу, что Sber500 отбирает на рынке очень достойные проекты, — отмечает бизнес-ангел Анна Морозова, сооснователь российского клуба венчурных инвесторов «Синдикат». — Еще год назад мы боялись, что все «мозги» уехали, и у нас здесь осталось гораздо меньше, чем хотелось бы, но нет. Проекты, которые приходят сейчас, — высокого международного уровня».
Анна Морозова признает, что сейчас на российском венчурном рынке поднять деньги сложно, но можно. «Потому что венчурная зима, все гораздо пристальнее, чем раньше, смотрят на экономические показатели, сравнивают, взвешивают», — объясняет эксперт. Но при этом, по ее мнению, в ближайшее время число сделок будет увеличиваться: «В России много денег, их надо куда-то вкладывать внутри страны. И любой инвестор понимает, что инструментов сейчас не так много. На венчурный рынок смотрит все больше бизнес-ангелов».
По статистике, за время акселератора порядка 20% участников успевают найти себе клиентов. «За такой довольно короткий горизонт в пару месяцев это отличный показатель», — считает управляющий директор Сбера по работе со стартапами Наталья Магидей. Иногда проекты во время акселератора успевают и привлечь инвестиции. В этом году два проекта привлекли раунды на 20 млн и 70 млн рублей, не дожидаясь демо-дня. После того как стартап выходит из акселератора, его выручка в среднем увеличивается в 10 раз. А если смотреть на всю статистику, то 80 выпускников Sber500 за 3 года привлекли в клиенты порядка 7000 заказчиков-корпораций и собрали 2,8 млрд рублей инвестиций.
«Я бы сказала, что акселератор — это плацдарм для того, чтобы сделать прыжок. Все самое интересное начинается после окончания программы», — говорит Магидей. У Sber500 есть комьюнити выпускников, где они общаются друг с другом, спрашивают совета, помогают друг другу выходить на новые рынки. Команда акселератора продолжает отслеживать судьбу своих выпускников. И всегда держит руку на пульсе, если нужно подсказать экспертов или помочь знакомством с каким-нибудь бизнес-юнитом Сбера.